Разработка функциональной схемы

Страница 1

Функциональная схема представлена на рисунке 5. Она содержит в себе следующие элементы:

1. Резистор переменного сопротивления (реостат).

2. Генератор пилообразного напряжения, изображенный на рис. 5(2), состоит из источника постоянного тока на полевом транзисторе T1, конденсатора переменной ёмкости С1 и однопереходного транзистора Т2. С помощью потенциометра R2 устанавливается значение постоянного тока стока полевого транзистора Т1, соответствующее термостабильной точке ПТ. Отрицательная обратная связь, создаваемая включенными в цепь истока резисторами R1 и R2 с большим сопротивлением, обеспечивает стабильный ток стока несмотря на наличие изменений напряжения питания. Этот ток линейно заряжает конденсатор переменной емкости С1 до напряжения запуска однопереходного транзистора Т2. Время заряда является функцией ёмкости конденсатора С1 [8]. Пластиковые окна цена с установкой на сайте http://www.master-okon12.ru.

Безимени-3

Рисунок 5. Функциональная схема стеклоочистителя ветрового стекла

Изменяя ёмкость конденсатора С1, можно регулировать частоту повторения выходного сигнала генератора в диапазоне от 500 Гц до 50 кГц.

Накопительный конденсатор быстро разряжается через проводящий переключатель на транзисторе Т2. Пилообразное напряжение с конденсатора С1 подается на выход через эмиттерный повторитель на транзисторе Т3. Амплитуда выходного сигнала определяется положением движка потенциометра R4 и может регулироваться в пределах от 0 до 12 В. Во всём диапазоне частот нелинейность пилообразного напряжения в данной схеме не превышает 1%.

3. Компаратор (рис.6) выполнен по сравнительно простой схеме без входов стробирования.

На входе применен дифференциальный каскад на транзисторах T6 и T7 с генератором стабильного тока на транзисторе Т9. Термостабилизация режима транзистора T9 обеспечивается транзистором Т10 в диодном включении.

Второй каскад тоже выполнен по дифференциальной схеме на транзисторах Т4 и 7Y Благодаря балансной схеме подачи смещения поддерживается постоянным напряжение на базе транзистора Т3 при изменении положительного напряжения питания. Стабилитрон Д2 в эмиттерных цепях транзисторов Г4 и Т5 фиксирует потенциалы их баз на уровне 7В. Это значение определяет допустимый входной сигнал. Для повышения нагрузочной способности выхода по току применен эмиттерный повторитель на транзисторе 72.

Стабилитрон Д1 в эмиттерной цепи этого транзистора предназначен для сдвига уровня выходного сигнала с целью обеспечения совместительности компаратора по выходу с входами цифровых ТТЛ микросхем. Транзистор Т8 обеспечивает путь для входного вытекающего тока подключенной к компаратору ТТЛ микросхемы при логическом 0. Транзистор Т1 в диодном включении замыкает дифференциальный выход второго каскада

Рисунок 6. Компаратор

4. Для реализации «ждущего режима» используем ждущий мультивибратор (рис.6). В данном случае будем использовать одноканальный ждущий мультивибратор. Он формирует калиброванные импульсы с хорошей стабильностью длительности. Мультивибратор содержит внутреннюю ячейку памяти – триггер с двумя выходами Q и Q. Поскольку о6а выхода имеют наружные выводы, разработчик получает от микросхемы парафазный сформированный импульс. Триггер имеет три импульсных входа логического управления,(установки в исходное состояние) через элемент Шмитта. Вход В (активный перепад – положительный) дает прямой запуск триггера, вход A– инверсные (активный перепад – отрицательный).

Сигнал сброса, в триггере, формируется с помощью RC-звена: времязадающий конденсатор Сτ подключается между выводами микросхемы 10 и 11, резистор Rτ включается от вывода 11 к положительной шине питания 5 В.

На кристалле микросхемы К155АГ1 (74121)(между выводами 11 и 9) имеется внутренний интегральный резистор Rвн с номиналом примерно 2 кОм. Длительность ожидания выходного импульса можно подсчитать:

τожид = C1мR1м ln2 ≈ 0,7 C1м R1м = 0.7*1.9*3.7 = 5с.

Мультивибратор нельзя перезапустить, пока не истекло время τожид.

5. Под рулевые переключатели управления стеклоочистителем в автомобиле ваз установлены на рулевой колонке с правой стороны.

Страницы: 1 2

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transportpath.ru