Слот-чартер. Сущность договора и основные группы фрахтователей

Транспорт » Особенности фрахтования судов » Слот-чартер. Сущность договора и основные группы фрахтователей

Страница 1

Слот-чартер (Slot-charter) представляет собой договор о распределении ячеистой контейнеровместимости крупнотоннажных контейнеровозов между участниками соглашения (судоходными компаниями), согласно установленных квот загрузки — слотов (Slots), а также прав и обязанностей по отношению к портовым терминалам, клиентуре с целью координации деятельности портовых агентов и т.п. Слот-чартер применяется в линейном судоходстве и его использование связано с необходимостью обеспечения загрузки контейнеровозов вместимостью более б тыс. TEU, которые начали пополнять мировой торговый флот с 70—80-х годов XX века.

В настоящее время партнеры по слот-чартерному соглашению проводят общую политику, организуя, например, единую линию и совместно используя терминалы в портах захода. Во всем остальном они полностью независимы друг от друга. Каждая компания имеет собственный контейнерный парк, выпускает свой коносамент, самостоятельно бронирует грузы через сеть своих представительств и договорных агентов-аквизаторов. Обычно слот-чартер заключается на 6-12 месяцев и в дальнейшем продлевается. Именно долгосрочный характер отношений отвечает коммерческим интересам сторон. Заключение такого договора на один рейс не имело бы смысла.

Арендодатель слотов (судовладелец) получает твердую согласованную арендную плату за часть контейнеровместимости судна независимо от того, использована она фактически или нет, а арендатор слотов получает право выступать перед грузоотправителем в качестве перевозчика, несмотря на то, что он не является собственником судна и его фрахтователем по бербоут или тайм-чартеру. Так возникло правовое понятие NVOCC — оператор, не владеющий судном (Non Vessel Owning Common Carrier), то есть оператор-перевозчик линейной судоходной компании, лишенный права контроля над эксплуатацией судна, и определяет сущность и содержание договора слот-чартера.

Слот-чартер представляет интерес для трех групп фрахтователей (хотя, безусловно, могут быть и другие варианты его использования):

1.Океанские (магистральные) линейные перевозчики. Если океанский линейный перевозчик не обладает собственными малотоннажными контейнеровозами для обслуживания аут-портов линии или объем перевозок делает экономически нецелесообразным постановку собственного судна для таких перевозок, то океанский перевозчик заключает слот-чартерное соглашение с местными линейными операторами на необходимое ему количество контейнеровместимости малотоннажных линейных судов.

2.Судоходные компании, обслуживающие одно и то же направление перевозок грузов. Эффективным вариантом организации линейного судоходства на океанских линиях является "обмен слотами", при котором две или несколько линейных судоходных компаний, обслуживающих одно и то же направление, заключают соглашение о взаимном представлении контейнеровместимости друг другу на условиях слот-чартера. Известно, что, чем больше тоннаж судна, тем ниже себестоимость перевозки на нем. Однако сравнительно небольшое количество крупнотоннажных контейнеровозов не позволяет обеспечить конкурентоспособную частоту отхода судов (обычно необходимо 1 раз в неделю). Кроме того, поставка на линию большого числа крупнотоннажных контейнеровозов при высокой частоте отходов требует слишком больших капиталовложений и эксплуатационных расходов, а также привлечения дополнительно большого количества контейнеров, необходимых для эффективной загрузки таких судов. Взаимное представление контейнеровместимости контейнеровозов на основе слот-чартера позволяет каждому линейному оператору многократно увеличить частоту отправок грузов в контейнерах без привлечения дополнительного количества как судов, так и контейнеров и использовать экономические выгоды от эксплуатации крупнотоннажных контейнеровозов.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.transportpath.ru