Региональная транспортная система и проблемы ее инновационного стратегического планирования

Транспорт » Пути инфраструктурного развития комплекса Пассажирского порта Санкт-Петербург "Морской Фасад" » Региональная транспортная система и проблемы ее инновационного стратегического планирования

Страница 1

Инфраструктурные отрасли, и прежде всего транспорт, адаптируются к требованиям производства, вытекающим из характерных для него процессов специализации, концентрации, кооперировании, углубления территориального разделения труда. Среди составляющих такой адаптации фактор себестоимости функционирования этих отраслей, игравший до недавнего времени решающую роль, уступает теперь место показателям качества инфраструктурных услуг — надежности, регулярности, ритмичности, скорости, безопасности, снижению трудоемкости функционирования объектов инфраструктуры.

Транспортная инфраструктура - часть инженерной инфраструктуры, включающая комплекс транспортных коммуникаций и устройств, обеспечивающих грузо- и пассажироперевозки на территориях систем расселения, обеспечивающая устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий. К транспортной инфраструктуре обычно относят наземные, водные и воздушные пути сообщения, трубопроводы, морские и речные порты, железнодорожные вокзалы и станции, аэропорты, аэродромы, транспортные терминалы, метрополитены, системы скоростного внеуличного транспорта, транспортные развязки, в том числе внутри крупных городов, ледокольный флот, вспомогательный флот, а также сооружения и оборудование систем навигации, аварийно-спасательного комплекса, обеспечения безопасности транспортного процесса и другие сооружения транспортного комплекса.

В современных условиях для устойчивого развития территории наличия только путей сообщения недостаточно - необходима соответствующая транспортным и грузовым потокам инфраструктура. Показатели транспортной обеспеченности, характеризующие уровень транспортного обслуживания населения и обеспечения хозяйственных связей. Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения обычно производят с помощью показателей доли того или иного вида транспорта (в %) в общем грузообороте, длины (протяженности) и густоты транспортной сети. Последняя определяется как отношение длины путей к единице площади территории или к определенному количеству жителей. Потребность в путях сообщения зависит от территории, численности населения и уровня экономического развития (в первую очередь от объема производства). Поэтому обычный показатель густоты транспортной сети относительно площади дает искаженное представление об обеспеченности путями сообщения при сравнении стран с резко различной плотностью населения. Наряду с этими простыми показателями густоты транспортной сети применяются комплексные: коэффициенты К. Энгеля и Успенского, формула Колосовского и др. Эти показатели позволяют получить более верную характеристику уровня при сравнении обеспеченности путями сообщения разных стран и районов, а также в известной мере соответствие существующей сети потребностям в путях сообщения территориального сообщества. Коэффициент Энгеля КЭвычисляется по ф. 1:

, где:

АД= LAD/S – плотность автодорог,

LАД – длина автомобильных дорог территориального образования в тыс. км, S – площадь территориального образования,

N – среднегодовая численность населения территориального образования в тыс. человек.

Сравнительные данные, рассчитанные для Северо-Западного федерального округа, приведены на рис. 1. Как видно, развитие транспортной сети СЗФО превосходит средний показатель для РФ более чем в 2 раза.

Рис. 1 Сравнительное развитие транспортной сети для субъектов Северо-Западного федерального округа. Показан коэффициент плотности автомобильных дорог (коэфф. Энгеля)

В документе «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года» указывалось, что основными сферами ответственности государства в управлении транспортом являются: совершенствование правовых основ транспортной деятельности; обеспечение соответствия развития опорной транспортной инфраструктуры развитию производительных сил; обеспечение работоспособности опорной транспортной инфраструктуры, определение стабильных источников инвестиций для её обновления. Вместе с тем в 2008 г. Россия потратила на развитие транспортной инфраструктуры 2,5% ВВП. Эта цифра сопоставима с расходами на оборону страны, однако проблему плохих коммуникаций придется решать в течение не одного десятка лет. Общая протяженность автомобильных дорог в России составляет 899 тыс. км при потребности в 1,5 млн. км. (потребность превышает предложение в 1,7 раза). Протяженность федеральных дорог – 47 тыс. км, региональных – 527 тыс.км.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.transportpath.ru