Семейство ЗИЛ/БАЗ-135

Страница 11

Официально понтонная амфибия ПММ была создана на КВСЗ с использованием переоборудованного 300-сильного сухопутного шасси БАЗ-135МБ, на котором установили упрощенную кабину от модели ЗИЛ-135ЛМ с плоской передней стенкой, оснащенную фильтровентиляционной системой, двумя люками в крыше, радиостанцией и внутренним переговорным устройством. Более вероятной основой этой машины мог стать опытный вариант БАЗ-135М1, также построенный в Брянске на шасси 135МБ, но уже изначально оборудованный короткой кабиной от модели 135ЛМ. Для установки ракетных систем он не пригодился, и вполне возможно, что именно его приняли за базу ПММ для ускорения и облегчения работ по автомобильной части. Учитывая, что эта амфибия не предназначалась для установления рекордов скорости на плаву, ее более прочный герметизированный цельнометаллический водоизмещающий корпус рамной конструкции снабжался плоскими внешними алюминиевыми панелями, угловатыми очертаниями и открытыми колесными нишами. Движение на воде обеспечивали два гребных винта в подъемных кольцевых насадках с водяными рулями, получавшие крутящий момент открытыми карданными валами от трансмиссии автомобиля. В транспортном положении на верхней палубе корпуса помещались два уложенных друг на друга герметичных алюминиевых понтона с откидными аппарелями, стыковочными приспособлениями и проезжей частью, сходные по общей конструкции с элементами парка ПМП. На плаву при помощи гидроцилиндров они откидывались в разные стороны и вместе с плоской палубой образовывали трехзвенный паром, способный самостоятельно доставлять через широкие водные преграды военную технику массой до 42 т. Время его развертывания из походного положения в боевое составляло 3 - 4 минуты. Снаряженная масса амфибии - 26 т. Максимальная скорость движения по шоссе - 60 км/ч, на плаву - 11,5 км/ч, с полной нагрузкой - до 10 км/ч. На машину ПММ и ее агрегаты коллектив СКБ КВСЗ получил несколько патентов.

Плавающая понтонно-мостовая машина ПММ "Волна" на доработанной базе БАЗ-135МБ. 1974 год

В состав комбинированного самоходного понтонно-мостового парка СПП входили 24 амфибии ПММ с береговыми и переходными звеньями, которые в зависимости от боевых требований можно было оперативно трансформировать в отдельные паромы или использовать для возведения временных ленточных мостовых переправ. При соединении двух или трех паромов образовывались крупные самоходные транспортно-десантные средства грузоподъемностью 84 и 126 т, а из всего комплекта парка в течение 30 - 40 минут предполагалось собирать 50-тонный мост длиной до 260 м.

Паромные амфибии ПММ в составе 42-тонного наплавного моста понтонного парка СПП

Парк СПП был принят на вооружение, но в эксплуатации оказался непрактичным и неприспособленным к выполнению своих основных функций. Важной конструктивной ошибкой машин ПММ являлись ничем не прикрытые ведущие колеса, существенно увеличивавшие сопротивление на плаву и снижавшие управляемость. Повышенная собственная масса паромов и низкая посадка приводили к возрастанию удельного давления на грунт и сокращению проходимости в прибрежной зоне, а их огромные размеры не позволяли передвигаться по дорогам общего пользования и не вписывались в железнодорожные габариты. Кроме того, амфибии ПММ оказались наиболее сложными, крупными и дорогими переправочными средствами, не способными конкурировать с традиционными перевозимыми понтонами. С появлением более тяжелой боевой техники использование парка СПП и машин ПММ вообще стало нецелесообразным. Их выпуск осуществлялся до середины 1980-х годов, а общее число собранных амфибий было рассчитано на комплектование одного набора СПП. До настоящего времени амфибии ПММ остаются на вооружении.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.transportpath.ru