Семейство ЗИЛ/БАЗ-135

Страница 9

Серийное длиннобазное шасси БАЗ-135МБ с одним 300-сильным двигателем V8.1966 год

Автомобиль БАЗ-135МБ был приспособлен к эксплуатации в экстремальных дорожных и погодных условиях и к доставке по железной дороге и самолетами Ан-22. При сохранении прежних колесной базы (7600 мм), колеи и дорожного просвета его габаритные размеры существенно не изменились (11 400x2860x3040 мм). Минимальный радиус поворота составил 14,0 м. Снаряженная масса машины возросла на 1,2 т (до 11,7 т), полная допустимая увеличилась до 21,9 т. Максимальная скорость по шоссе достигла 65 км/ч, минимальная - 2 - 4 км/ч. С применением дизеля контрольный расход топлива на скорости 50 км/ч сократился почти вдвое - до 55 л на 100 км, эксплуатационный расход находился в границах 90 - 175 л. Запас хода увеличился до 818 км, максимальная крутизна преодолеваемого подъема - 30?, косогора - 20?, глубина брода - 1,0 м. По сравнению с автомобилями 135ЛМ гарантийный пробег не превышал 10 тыс. км, но срок службы возрос до 6,5 лет.

В начальный период выпуска БАЗ-135МБ его единственным вариантом был прототип 135М1, построенный в 1968 году на шасси 135МБ, но оборудованный приподнятой над моторным отсеком короткой обтекаемой стеклопластиковой кабиной от модели 135ЛМ. Внешне он напоминал первый прототип машины ЗИЛ-135К, а фактически стал развитием народнохозяйственной модели ЗИЛ-135ЛН. До 1969 года автомобиль проходил испытания в северных и южных регионах страны, но не выдержал их, хотя его контрольный расход топлива составлял всего 40 л на 100 км, а максимальная скорость на шоссе достигала 73,5 км/ч. По имеющимся сведениям, "дальнейшие работы с шасси БАЗ-135М1 не проводились", но вполне возможно, что впоследствии оно могло послужить основой паромно-мостовой машины ПММ.

Производство автомобилей-шасси БАЗ-135МБ, напрямую зависевших от выпуска установленных на них систем ракетного вооружения, осуществлялось до конца 1980-х годов, то есть до момента максимальной активизации последнего советского руководства на пути к полному разоружению своей страны. Начавшийся в то же время процесс расширения гаммы 135МБ на опытные специализированные варианты второго поколения был прерван развалом Союза, но потом в середине 1990-х продолжился в паре новых прототипов, пока на смену всем машинам этой серии не стали приходить принципиально новые тактические армейские автомобили марки БАЗ.

Военное применение шасси БАЗ-135МБ

Главным назначением шасси БАЗ-135МБ являлось размещение оборудования пусковых установок серии СПУ-35 берегового ракетного комплекса "Редут", который до сих пор остается на вооружении ВМФ Российской Федерации. В 1970-е годы к нему добавился комплекс беспилотной воздушной разведки "Рейс" ВВС СССР со специальными ТЗМ. Их малоинтенсивная эксплуатация в основном на стационарных позициях при недальних переездах по дорогам с твердым покрытием или на забетонированных территориях военно-морских укрепрайонов и аэродромов, а также хранение в закрытых помещениях формально не требовали ни наличия полного привода и тем более подвески, что позволяло применять такие машины в течение длительного времени, в несколько раз превышающего гарантийный срок. В 1970-е годы на специальных плавающих вариантах шасси 135МБ был разработан уникальный переправочный парк с колесными понтонно-мостовыми машинами ПММ "Волна". Они представляли собой уникальные четырехосные самоходные паромы высокой проходимости, выходившие на уровень лучших зарубежных образцов, но в мирные годы и во времена перестройки применялись только на редких учениях.

Береговой ракетный комплекс 4К44 "Редут" (1965 - 1987 гг.)

Достаточно большие размеры монтажной части рамы позволили сделать шасси БАЗ-135МБ главным продолжателем традиций монтажа крупногабаритных и не слишком тяжелых ракетных комплексов, заложенные еще в первой машине ЗИЛ-135К. После окончания испытаний и доработок, проводившихся на модели 135М, в 1965 году первые образцы нового мобильного противокорабельного берегового ракетного комплекса (ПБРК)"Редут" ВМФ СССР были собраны на шасси 135МБ. Его мелкосерийная сборка началась со следующего года, а 11 августа 1966-го комплекс был принят на вооружение. Его основой являлась самоходная установка СПУ-35Б, на которой монтировался цилиндрический ТПК длиной 10,5 м, приподнимавшийся в боевое положение на угол 20?. В нем помещалась крылатая ракета П-35Б (4К44Б) диаметром 1 м со сложенными крыльями, длиной 9,5 м и стартовой массой 4400 кг. Она обеспечивала поражение надводных и наземных целей противника на дальностях 25 - 460 км и высотах от 400 м до 7 км. Для оперативной доставки пяти членов экипажа боевой машины к месту пуска служила двухрядная кабина. Габаритные размеры СПУ в транспортном положении составляли 13 500x2860x3530 мм. При боевой массе 21 т она передвигалась по ровным поверхностям со скоростью до 40 км/ч и имела запас хода 500 км. Время перевода СПУ из походного положения в боевое не превышало 1,5 часов, время перегрузки ракеты с ТЗМ занимало 30 минут. Комплекс "Редут" находился в производстве до 1983 года. Он поступал на вооружение различных береговых и островных ракетных подразделений ВМФ до середины 1980-х и находится на вооружении до настоящего времени. Небольшое число таких систем было отправлено в Югославию, Вьетнам, Ирак и Сирию. В 1982 - 1987 годах проводились разработки и испытания модернизированной пусковой системы СПУ-35В комплекса "Редут" с новыми ракетами 3М44 "Прогресс" с улучшенными параметрами, но в ходе перестройки развития она не получила.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.transportpath.ru