На сети железных дорог обращаются поезда различных категорий. Они имеют различные весовые нормы, скорости движения, технологию работы. Поэтому пробег этих поездов, а также парк локомотивов нормируются раздельно. Различают следующие категории поездов:
транзитные, проходящие без переформирования одну участковую станцию и более. Эти поезда осваивают основной грузопоток, имеют высокие нормы веса и длины, следуют с графиковыми скоростями для транзитных поездов. Формируются они, как правило, раздельно из груженых или порожних вагонов;
сборные, работающие внутри одного участка и обслуживающие в основном местную работу (погрузку–выгрузку) на промежуточных станциях. Эти поезда имеют меньшие весовые нормы (до 1500 т) и невысокие скорости, т. к. на промежуточных станциях поездными локомотивами выполняется маневровая работа, связанная с отцепкой и прицепкой вагонов. Сборные поезда состоят одновременно из груженых и порожних вагонов, при этом порожние вагоны следуют в порожнем направлении.
Для распределения тонно-километров брутто по категориям поездов выделяют ту часть, которая приходится на сборные поезда, тогда остальная часть работы будет относиться к транзитным.
Предполагается, что погрузка и выгрузка осуществляется равномерно на станциях участка, имеющих грузовую работу, и каждый вагон, следующий под погрузку или после погрузки, проходит в среднем примерно половину длины участка. Таким образом, для сборных поездов тонно-километры брутто определяются следующим образом.
,
где – средняя масса вагона брутто, т;
– погрузка на участке, ваг.;
– выгрузка на участке, ваг.;
– длина участка, км.
Средняя масса груженого вагона брутто определяется по формуле, т:
т;
где – тонно-километры брутто груженых вагонов (млн т-км брутто);
– пробег груженых вагонов, тыс. ваг-км.
Тонно-километры брутто в сборных порожних поездах(млн т-км брутто):
,
где – вес тары вагона, т;
– абсолютное значение разницы между выгруженными и погруженными вагонами на участке в целом (т. е. по обоим направлениям).
Всего тонно-км брутто сборных поездов:
.
Тонно-километры транзитных поездов определяются разницей между т-км всех поездов и т-км сборных поездов.
Распределенные тонно-километры брутто по категориям поездов сведены в таблицу 2.5
Таблица №2.5 Расчет тонно-километров брутто сборных поездов
Участок дороги |
Во всех категориях, млн |
В сборных поездах |
В транзитных поездах, млн. | ||||||||||
т-км брутто груженых |
т-км брутто порожних |
всего т-км брутто |
груженых |
порожних |
всего т-км брутто, млн. |
т-км брутто груженых |
т-км брутто порожних |
всего т-км брутто | |||||
погрузка + выгрузка, тыс.ваг. |
масса вагона брутто, т |
тонно-км брутто, млн. |
выгр.- погр. обоих направлений уч-ка, тыс.ваг. |
масса тары вагонов, т |
тонно-км брутто, млн. | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
А-Б |
27954,5 |
- |
27954,5 |
69,1 |
65,9 |
911,2 |
- |
23 |
- |
911,2 |
27043,3 |
- |
27043,3 |
Б-А |
15797,6 |
4242,9 |
20040,5 |
66,2 |
65,9 |
872,5 |
4,9 |
23 |
22,5 |
895 |
14925 |
4220,4 |
19145,5 |
Б-В |
26441,2 |
- |
26441,2 |
71,1 |
65,9 |
890,2 |
- |
23 |
- |
890,2 |
25551 |
- |
25551 |
В-Б |
15472,9 |
3828,1 |
19301 |
63,3 |
65,9 |
792,1 |
-2 |
23 |
-8,6 |
800,1 |
14680,8 |
3819,5 |
18500,3 |
Всего |
85666,2 |
8071 |
93737,2 |
269,7 |
65,9 |
3466 |
6,9 |
23 |
31,1 |
3497,1 |
82200,1 |
8039,9 |
90240,1 |